Дипломная работа Оболенского Александра Михайловича
на тему: "Сетевая экономика и ее формирование в России"
Введение
В последнее время, новые возможности для информационных взаимодействий стали базой для реальных социальных инноваций. Появление новейших технологий, формирование глобальных информационных сетей и систем впервые открывают не только технические, но и экономические возможности связать буквально каждого с каждым. Это привело к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности.
Одно из названий этой новой среды - "сетевая экономика" (networked economy). В докладе, подготовленном Европейской Комиссией в 1997 году
, дается одно из первых определений глобальной сетевой экономики как "среды, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут с помощью Интернет-технологий контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия". Также, с понятием сетевой экономики связывают создание и модернизацию программного обеспечения, компьютерных чипов, мобильной связи и т.д., в общем, тех видов деятельности человека, которые относятся к техническому прогрессу в области Интернет и информационных технологий.Цель работы – проанализировать феномен возникновения сетевой экономики на примерах из реальной экономической практики развитых стран, включая перспективы ее развития в России.
Задачи работы:
1)собрать новые данные о формировании сетевой экономики в разных странах, включая Россию, а также о ее свойствах и особенностях;
2)на основе собранных данных определить схемы формирования сетевой экономики для условий России;
3)провести экономико-математический анализ общих условий и возможностей для формирования сетевой экономики.
Глава 1. Процессы формирования сетевой экономики
Интернет-технологии
Первым процессом
, который создает технические условия для формирования и расширения масштабов сетевой экономики, является развитие и распространение Интернет-технологий. Наиболее применяемые в настоящее время виды Интернет-технологии, состоят из средств оперативного обмена и распространения информации (текстовая, звуковая, видео и т.п. электронная почта и основанные на ней групповые дискуссионные форумы), а также средств создания и поддержания информационных ресурсов (веб-страниц) в сети Интернет. Эти базовые технические средства постоянно развиваются, а постоянное снижение цен на их приобретение и использование повышает доступность Интернет-технологий.Среди новых видов Интернет-технологий, широкое применение которых ожидается в ближайшем будущем, большое влияние на сетевую экономику окажут:
а) средства групповой работы географически распределенных участников совместной деятельности, которые во многих случаях позволят экономить существенные средства, связанные с территориальным перемещением людей;
б) технология "интеллектуального агента", создающая эффект постоянного присутствия в Сети информационного робота, запрограммированного своим хозяином на сбор и фильтрацию необходимой информации, на поиск людей и организаций (отвечающих заданным критериям), на проведение определенной стадии переговоров с интеллектуальными агентами других участников экономики и т.п. Данная технология позволит снизить информационную перегрузку участников сетевой экономики, повысить скорость и эффективность процедур установления контактов, проведения переговоров, поддержки соглашений и т.п.
В мире сейчас насчитывается 300-350 млн. пользователей Сети. Прогнозы на будущее: в 2003 году их будет порядка 500-600 млн., а в 2005 году - более 800 млн. человек.
Уровень развития Интернет в каждой стране тесно связан с ее общим уровнем инфраструктуры телекоммуникаций и компьютеризации. Неудивительно поэтому, что наиболее развитой страной в этом смысле является в настоящее время США. Более 65% американцев старше 12 лет имеют доступ к Интернет, а половина из них каждый день выходят в Сеть и проводят в ней не менее часа.
Количество европейских пользователей Интернета пока меньше, но быстро растет. Доступ в Интернет сейчас имеют около 34% населения Европы, а к 2004 году эта цифра составит уже 79%. Здесь по числу пользователей лидирует Англия, имеющая 6,4 млн. семей, подключенных к Интернет, что составляет около 27% населения страны. На втором месте находится Германия с 7,1 млн. семей (20,7% населения), а на третьем - Франция, где подключены около 3 млн. семей (12,1% населения). За один только
1999 год количество пользователей во Франции, подключенных к "Всемирной паутине", выросло на 47%, в Германии - на 22% и в Англии - на 33%. Всего в этих странах подключились около 9 млн. человек.Активно развивается также азиатский рынок Интернет. В частности, число пользователей Интернет в Японии выросло на 10 млн. в прошлом году, и сегодня их насчитывается более 27 млн. По мнению аналитиков, в 2005 году их количество достигнет 76 млн. человек. К Сети подключены также около 78% японских предприятий. Широкое
распространение получил Интернет в бывшем Гонконге, здесь подключены к Сети более 1,8 млн. человек, что составляет 37% населения от 12 до 60 лет. За последний год число пользователей здесь возросло на 39%. Около 6 - 10 млн. пользователей Сети живут в Китае, а к 2003 году их будет уже около 21 млн. человек. К 2003 году существенно увеличится и количество индийских пользователей, достигнув численности в 9 млн. человек. Годовые темпы прироста количества пользователей в Китае и Индии превышают 100% в год.Выше приведены агрегированные данные: в некоторых источниках статистика занижена, как правело в российских, а в западных, например NUA, завышены.
Количество пользователей сети Интернет по данным NUA Ltd.
(приведены лидирующие страны ).
Страна |
Количество пользователей (тыс. чел.) |
Процент от населения (%) |
Дата проведения последнего исследования |
ВСЕГО В МИРЕ |
407 100 |
6,71 |
ноябрь 2000 |
Австралия |
8 420 |
43,94 |
ноябрь 2000 |
Гонконг |
3 460 |
48,69 |
ноябрь 2000 |
Китай |
16 900 |
1,34 |
июль 2000 |
Тайвань |
6 400 |
28,84 |
июль 2000 |
Южная Корея |
12 500 |
34,55 |
октябрь 2000 |
Япония |
38 640 |
30,53 |
ноябрь 2000 |
Великобритания |
19 980 |
33,58 |
ноябрь 2000 |
Германия |
20 100 |
24,28 |
ноябрь 2000 |
Италия |
13 420 |
23,29 |
ноябрь 2000 |
Нидерланды |
7 280 |
45,82 |
ноябрь 2000 |
Россия |
9 200 |
6,3 |
август 2000 |
Франция |
9 000 |
15,26 |
март 2000 |
Швеция |
5 000 |
56,36 |
ноябрь 2000 |
Канада |
13 200 |
42,8 |
декабрь 1999 |
Соединенные Штаты Америки |
153 840 |
55,83 |
ноябрь 2000 |
Бразилия |
9 840 |
5,7 |
ноябрь 2000 |
Центр исследований электронной торговли Университета штата Техас при спонсорской поддержке компании Cisco Systems на основе изучения 2 тыс. компаний в Соединенных Штатах и Европе, заключил, что сетевая экономика, вопреки мрачным отзывам и пессимистичным прогнозам биржевых спекулянтов, жива.
Исследование Интернет-экономики, спонсированное Cisco, трудно назвать совершенно независимым. По данным опубликованного в Los Angeles Times исследования, в прошедшем году интернет-экономика США росла и развивалась. В итоге эта отрасль теперь обеспечивает большее количество рабочих мест, чем система страхования. Каждый пятый доллар, заработанный в Соединенных Штатах, - на счету интернет-компаний.
Уже сейчас многие лидирующие компании всех сфер бизнеса интегрируют Интернет в свою повседневную деятельность - эпидемия создания корпоративных сайтов постепенно сменяется более сложными и осмысленными формами использования мировой сети в бизнесе.
“С нашей точки зрения, интернет-экономику ожидает яркое будущее. А для компаний, ею занимающихся, это будет еще и выгодное будущее”, - считает директор центра исследований электронной торговли Университета штата Техас Эндрю Уинстон.
Широко разрекламированные онлайновые бизнесы вроде Amazon.com играют в своей отрасли относительно незначительную роль - на их долю приходятся лишь 9,6% всех онлайновых доходов и 15,6% всех служащих, занятых в сфере Интернета. Оказалось, что большую часть интернет-бизнеса сегодня составляют онлайновые услуги компаний традиционной экономики, производственных фирм типа Boeing.
Только в первой половине 2000 г. в этот сектор пришли работать 612 тыс. новых служащих. В целом сегодня в сетевой экономике США заняты 3 млн человек. Семь из десяти служащих не относятся к техническому персоналу, а заняты в таких областях, как продажи и маркетинг, администрирование и производство
.По данным техасских ученых, доходность онлайновой экономики в 2000 г. резко возросла. За 2000 год в данной отрасли было получено $830 млрд дохода, на 58% больше по сравнению с 1999 г., и на 158% по сравнению с 1998-м. Поскольку доходы сектора росли в два раза быстрее, чем занятость, авторы исследования сделали вывод о значительном росте производительности труда.
Многие фирмы продолжат вкладывать деньги в Интернет даже в условиях общего замедления американской экономики.
Вторым процессом формирования сетевой экономики является перенос в электронную среду сети Интернет различных видов социально-экономической деятельности.
В начале 1998 г. Всемирная торговая организация приняла решение освободить от обложения таможенными пошлинами данные и программные продукты, приобретенные и доставленные с помощью Интернет. В это же время, Комиссия Европейского Сообщества утвердила Пятую Фрейм-Программу по Развитию Науки и Технологии на 1998-2002 годы, одной из целей которой является создание благоприятных условий для использования преимуществ Интернет-технологий частными лицами и бизнесом. Некоторые страны имеют собственные специальные программы стимулирования развития сетевой экономики. Например, в США при продажах через Интернет действует мораторий на изъятие налога с продаж, который при обычной торговле составляет 5-10% от цены товара. В странах, входящих в Европейскую Комиссию, действуют национальные программы развития различных элементов сетевой экономики (электронной коммерции, методов дистанционной работы и т.д.)."
Status of European telework", http://www.eto.org.uk/twork/tw97eto/Третьим процессом
формирования сетевой экономики, который выделяет С.И. Паринов, является процесс превращения традиционных организаций в сетевые структуры. Эти процессы захватывают всю иерархическую вертикаль в экономике (т.е. сетевая модернизация в той или иной степени затрагивает как нижний уровень, состоящий из отдельных фирм, так и образуемые ими финансово-промышленные группы, международные объединения, целые рынки).Поскольку любая организация по определению является сетью связей между ее участниками, то новый термин "сетевые формы организации", по мнению Джоел Подольны и Карен Пайдж, следует понимать как "любую группу действующих лиц (не менее 2-х человек), которая имеет повторяющиеся, длительные обменные связи между собой и, в тоже самое время, в этой группе отсутствует властный орган, уполномоченный разрешать возникающие в течение обмена спорные вопросы". Таким образом, сетевая организация в чистом виде является группой лиц, которые осуществляют процесс управления ею на коллективной и равноправной основе.
На практике, процесс сетевой модернизации существующих организаций, как правило, означает активное использование информационных технологий, и определенное уменьшение доли традиционных иерархических форм управления за счет повышения доли коллективных форм.
Применение Интернет-технологий во внутреннем пространстве организаций, получившее самостоятельное название: "Интранет", позволяет им повысить эффективность своего функционирования. Сейчас появляются возможности для конструирования новых форм организаций, функционирование которых было бы не эффективным или невозможным в традиционной экономической среде.
При создании новых сетевых форм организации, а также при модернизации существующих, разработчики, как правило, ориентируются на следующие основные потенциальные преимущества
:1. Экономия на перемещениях.
Приемлемые (для уровня доходов в развитых странах) затраты на подключение к сети Интернет практически из любой точки сделали возможным уменьшение ограничивающих факторов разного географического положения участников совместной деятельности. Использование этого фактора в крупных международных корпорациях, отделения которых имеют широкую географию (например, General Dynamics, IBM, Federal Express и др.) позволяет им экономить существенные средства на перемещении сотрудников между офисами. Другой класс примеров - создание гибких фирм и виртуальных рабочих коллективов из исполнителей, которые не привязаны к определенному офису и могут, например, с помощью систем мобильной связи поддерживать необходимый контакт друг с другом и заказчиками вне зависимости от своего географического положения.
2. Внутрифирменное информационное пространство.
Легкость, с которой пользователи Интернет могут публиковать информацию и получать доступ к созданным информационным ресурсам позволяет снизить затраты на формирование и поддержание внутренней информационной среды организации. Основанное на Интернет-технологиях внутрифирменное "информационное пространство" обладает свойствами "управляемой прозрачности": из внешней среды доступны только разрешенные информационные ресурсы фирмы, доступ сотрудников к внешним ресурсам, практически, не ограничивается. В ответ на угрозу "информационного переполнения" создаются специализированные системы распространения оперативной информации: от персональных каналов новостей, обслуживающих одного человека, до глобальных информационных служб, рассчитанных на все вкусы и потребности.
3. Коллективное формирование информационных ресурсов.
Простота и оперативность обмена сообщениями для групп и коллективов практически любого размера создают возможность повышения степени участия всех сотрудников в формировании внутренней информационной среды организации. Внутрифирменные Интранет-сети позволяют оперативно информировать весь штат организации о текущей ситуации в фирме, а также дают сотрудникам возможность влиять на оценку ситуации, вносить свой вклад в ее обсуждение и уточнение. Важнейшие сведения становятся доступными всем заинтересованным лицам практически мгновенно. Обратная реакция от сотрудников становится достоянием всего коллектива с минимальными задержками.
4. Внутрифирменная координация.
Развитие в сети Интернет средств "коллективной работы" создало лучшие возможности для координации совместной деятельности групп людей. Это может применяться как на внутрифирменном уровне, так и на уровне глобальных рынков. Дешевые средства для организации обратных связей позволяют имитировать и проигрывать в реальном времени возможные экономические решения, в которых задействовано большое количество участников. В результате повышается точность принимаемых решений, а также улучшается координация деятельности участников в процессе реализации принятых решений. Расширение возможностей и повышение качества координации работ для различных конфигураций коллективов исполнителей изменило структуру внутрифирменных затрат: стало дешевле передавать на исполнение работы временным работникам или внешним компаниям, чем держать для этого штатных сотрудников. Данная ситуация получила название - аутсорсинг (outsourcing).
Четвертый процесс
формирования сетевой экономики - создание сетевых вариантов "горизонтальных" экономических структур, которые обслуживают все разнообразие организаций в экономике. Часто, экономические "горизонтальные структуры" называются институциональными структурами, и интерпретируются как системы соглашений между большей частью членов общества, которые определяют общие правила для наиболее типичных видов взаимодействий людей в обществе. К таким структурам относятся: торговая и финансовая инфраструктуры, система трудовых отношений, юридическая система и т.п. Главным действующими элементами горизонтальных структур являются связи между их отдельными звеньями и единые правила работы всех звеньев. Фактически, горизонтальные структуры в экономике (так же как и рассмотренные выше "организации") уже представляют собой сети связей, которые с переносом в среду сети Интернет получают возможность работать более эффективно.Наиболее заметные, в настоящее время, внедрения Интернет-технологий принадлежат двум следующим экономическим институтам: а)торговля; б)финансы.
Торговля
Модернизация торговой инфраструктуры с помощью Интернет-технологий получила название "телеторговля" или "электронная коммерция". Как показывает статистика, в 1999 году около 600 тыс. фирм продавали свои товары и услуги через Интернет, что на 65% больше, чем в 1998 году.
Первыми в Сети несколько лет назад появились розничные электронные магазины типа B2C (business-to-customers), нацеленные на конечного потребителя. Затем быстро стали развиваться сайты B2B (business-to-business), предназначенные для корпоративных покупателей. В настоящее время объемы заказов на покупку через Интернет уже значительны и растут стремительными темпами.
К настоящему моменту около 40% всех Интернет-пользователей (более 150 млн. человек) совершили хотя бы одну покупку в онлайновых магазинах. В 1999 году объем розничных продаж в Сети составил около 40-50 млрд. долл. Сейчас наибольший прирост имеет категория сайтов розничной продажи в Интернет (52% за полгода). Увеличивается также доля пользователей, посещающих эти сайты (в первой половине 1999 года - 31%, во второй - 41%).
В 2000 году клиентами электронных магазинов стали около 75% всех постоянных пользователей. Общие доходы электронной коммерции, с учетом корпоративных продаж, достигнут 130 млрд. долл., что составит около 0,4% от всех мировых продаж (31 трлн. долл.). Данному росту, помимо увеличения числа пользователей Сети, будет способствовать и появление большого количества новых Интернет-магазинов.
К 2002 году более 70% компаний из списка Fortune будут использовать Интернет в своем бизнесе. Объем электронных сделок при этом составит 300-500 млрд. долл., а доля корпоративного сектора вырастет до 70-80%.
Сегодня доля малого бизнеса в доходах электронной коммерции составляет около 20%. Ожидается, что к 2003 году она возрастет до 27%.
Прогнозы различных компаний на 2004-2005 годы, несмотря на заметные расхождения, указывают на мощные темпы роста электронной коммерции (от 60% до 150% в год). Годовой объем продаж в Сети к тому времени обещает достигнуть 1,5 - 7 трлн. долл. Таким образом, доля электронного сектора в экономике может составить 5 - 10%. Вероятно, около половины этого объема сделок будет заключаться в США, а вторым по величине станет азиатский рынок. С небольшим отрывом за ним будет следовать европейская электронная коммерция, главным образом Германия, Англия и Франция. На порядок меньшим останется пока объем южноамериканского, африканского и ближневосточного рынков. Особенно быстрые темпы развития прогнозируются в корпоративном секторе, который к 2005 году будет давать более 90% всех электронных доходов. Объем продаж потребительских товаров в Сети через 5 лет может достигнуть 600-800 млрд долл.
Финансы
Развитие глобальных электронно-сетевых форм финансовой инфраструктуры, также как и торговой, является сейчас наиболее заметной частью сетевой экономики.
Что собственно относится к услуге e-banking (в русском языке обычно используется термин "Интернет-банкинг")? Чаще всего, принято отождествлять понятие услуги Интернет-банкинг с предоставлением клиенту возможности прямого доступа к банковскому счету через Интернет с помощью обычного компьютера и с использованием стандартного браузера. Другими словами, Интернет-банкинг - это возможность совершать все стандартные операции, которые могут быть осуществлены клиентом в офисе банка (за исключением операций с наличными), через Интернет.
Услуга Интернет-банкинг имеет несколько преимуществ по сравнению с услугой PC-banking. Помимо того, что клиент получает новые возможности при работе со счетом через Интернет, а не прямое модемное соединение, эта деятельность становится для него намного проще и доступнее. Клиенту не нужно дозваниваться до модемного пула банка, достаточно иметь выход в Интернет. И самое главное: клиенту не нужно устанавливать специальное программное обеспечение на своем компьютере. Все необходимые операции и платежи он может осуществлять с помощью браузера при заполнении стандартных web-форм (иногда для этого могут использоваться Java-апплеты).
В последнее время, по мере развития мобильного Интернет, все большее количество банков открывает своим клиентам возможность доступа к банковскому счету при помощи сотовых телефонов, поддерживающих протокол WAP. На данный момент большинство банков предоставляет лишь возможность доступа к информации о движении денежных средств по счетам, значительно реже - возможность осуществлять платежи по заданному списку корреспондентов, перечислять денежные средства на карточные счета, проводить платежи по счетам внутри банка. 80 из 100 крупнейших банков мира предоставляет возможность своим клиентам работать со счетом через Интернет.
Статистика показывает, что в банковской индустрии транзакционные издержки составляют порядка 1 доллара при совершении сделки в отделении банка, 50 центов при совершении сделки по телефону, 25 центов при использовании банкоматов и 13 центов при использовании Интернет
.
В заключение данной главы приведу выводы С.А. Дятлова (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов): "Главная цель развития современного общества в первом десятилетии ХХI века состоит в реализации стратегии эволюционного вхождения в период глобальной трансформации общественных систем и постепенного перехода к новой информационной модели развития. При этом решающую роль призвана играть новая методология научного исследования, основу которого составляет интегральный междисциплинарный подход к исследованию и универсальный метод интегрального информационно-содержательного анализа, инструментарий которого позволит выявить и проанализировать качественные характеристики, закономерности современного состояния экономической системы России, особенности ее трансформации и разработать целостную концепцию трансформации общественных систем с учетом реально происходящих и постепенно набирающих силу глобальных процессов эволюционной трансформации всемирного хозяйства
в новую высоко организованную систему информационного типа".Глава 2. Сетевая экономика в России и ее примеры.
Хотя абсолютное развитие Интернет в России отстает от США, Европы и Азии, темпы роста по многим показателям не уступают и даже превышают зарубежные. По итогам 1999 года, Россия вошла в список 15 стран, в которых доля пользователей Интернет в общем населении страны наиболее значительна. Информационно - консалтинговый центр по электронной коммерции оценивает максимальную российскую аудиторию Сети в
5-6 млн. человек (5-6% взрослого населения страны), из них 1,5-2 млн. пользуются доступом в Интернет регулярно (не реже одного раза в месяц).Капитализация Ru-net
Ссылаясь на аналитические исследования
, Бернард Люке утверждает, что в США стоимость двух крупнейших ресурсов составляет 80% общей стоимости рынка в сегменте интернет-порталов или 50% в области электронной торговли. Русскоязычных порталов, претендующих на лидирующие позиции шесть.Первыми инвесторами в Ru-net стала инвестиционная группа "Русские фонды", которые в конце января прошлого года приобрели поисковую систему Rambler и объявили о планах по ее преобразованию в портал за счет разработки собственных ресурсов и покупки уже существующих. Объем сделки ее участники не разглашали, но "Русские фонды" планируют инвестировать в Интернет большие суммы.
Следом за "Русскими фондами" на российском рынке интернет-инвестиций появился еще один заметный игрок - компания ru-Net Holdings. Созданная как совместное предприятие финансовой группы Baring Vostok Capital Partners и московской брокерской конторы United Financial Group, она в марте 2000 г. приобрела контрольный пакет книжного интернет-магазина "Озон" за 1,8 млн долларов, в апреле - 35% поисковой системы Яndex за 5,28 млн долларов, а в мае вошла в состав
акционеров интернет-инкубатора iXelerator.Весной 2000 года компания netBridge запустила под громкую рекламную кампанию интернет-аукцион Molotok.ru, разработала свой магазин 24x7.ru и получила контрольный пакет каталога интернет-ресурсов List.ru, как утверждалось, за 6 млн долларов.
Американская компания Port.ru, владеющая одноименным российским порталом за год своего существования привлекла 5,5 млн долларов.
Построением еще одного российского горизонтального интернет-портала занята компания "Голден Телеком", которая для этих целей приобрела в июле 2000 года более чем за восемь миллионов долларов "Инфоарт" с одноименным новостным сайтом, а в августе - уже за 25 млн долларов - интернет-проекты фирмы "Агама": поисковую систему "Апорт" и горизонтальный портал
Atrus.Суммарный же объем заявленных всеми участниками рынка инвестиций в интернет-проекты превысил 60 млн долларов. Объявления о столь масштабных инвестициях в Интернет стали для России настоящей сенсацией. Большинство участников рынка не верили и до сих пор не верят в то, что объявленные инвестиции действительно были осуществлены в тех объемах, которые заявлялись.
Чтобы проанализировать феномен возникновения сетевой экономики в России, я решил рассмотреть следующие примеры:
Интернет - маркетинг в России
На западе крупные компании начали рекламироваться в Интернете давно. Собственно, большинство интернет-проектов и возникало с расчетом на рекламу, поэтому многие называют ее "двигателем Интернета". Основную массу рекламодателей в российской части Интернет составляют компьютерные гиганты Intel, Microsoft, Hewlett Packard, Compaq, IBS, и другие IT-компании, дающие более 65% всей рекламы. Ниже приведена таблица, характеризующая состав рынка онлайновой рекламы по отраслям.
Компании |
Доля |
Intel, Microsoft, Compaq, Hewlett Packard |
45% |
Остальные IT-компании |
20% |
Финансовые услуги и связь |
10% |
Реклама потребительских услуг |
10% |
Остальные |
15% |
Первые "двигатели" в Сеть поставили именно технологические компании, потому что, с одной стороны, пользователи Интернета первое время состояли только из их целевой аудитории, а с другой - объемы их продаж где прямо, где косвенно зависели от того, насколько активно развивается Интернет: чем больше ресурсов в Сети, тем больше к ней интерес, тем больше покупается компьютеров, часов соединения и так далее.
В России, аудитория инернет-пользователей это не только компьютерщики, как считалось ранее. Сейчас ее составляют самые-самые: самые образованные, богатые, динамичные и склонные к новациям люди. Статистика показывает, что почти 2 млн. россиян старше 18 лет проводят в Сети не менее 1 часа в неделю, из них около 270-300 тыс.
- москвичи. Среди постоянных пользователей Интернет 70% - младше 34 лет, 80% - мужчины, 20% - женщины. Исследователи российского рынка Интернет выяснили также, что основную массу российской аудитории (83%) составляют люди умственного труда, в том числе 17% - руководители, 43% - служащие и 23% - учащиеся. При этом в состав первых двух групп, в основном, входят люди с доходами выше среднего.Казалось бы, вслед за высокотехнологичными компаниями к этой аудитории, из телевизора в Интернет, должны были потянуться и производители ширпотреба. Но среди офлайновых рекламодателей абсолютное первенство на рекламном интернет-рынке по-прежнему держат технологичные брэнды. По оценкам Арсена Ревазова, председателя совета директоров агентства IMHO, при том, что 80% интернет-рекламы в России приходится на бартер, офлайновый объем в основном обеспечивают телекоммуникационные, компьютерные и интернет-компании.
Крупные рекламодатели из других секторов не стремятся в Сеть. Во-первых, пока Интернет по охвату все же сильно отстает от других СМИ. Во-вторых, вовлеченность офлайновых нетехнологичных брэндов в Интернет очень зависит от того, насколько целесообразно позиционировать их марку именно в Интернете.
С другой стороны, "отлавливать" нужного пользователя в Сети можно гораздо более точно, чем в традиционных СМИ, если применять специфические, возможные только в Интернете, способы охоты. Речь идет о таргетинге (от англ. target - "цель"), возможности на основе данных о предпочтениях пользователя предлагать ему только интересующую его рекламу. Сведения же о предпочтениях в Сети собрать намного легче, чем в офлайне, поскольку достаточно легко отследить, как перемещался по ней пользователь, какие сайты он предпочитает и какого рода информацию обычно потребляет. Обезличенную информацию о пользователях Сети собирает, например, интернет-компания Spylog.ru, счетчики которой, установленные на 25 млн страниц российских сайтов, регистрируют переходы 4,5 млн пользователей Сети в неделю. По мнению главы Spylog.ru Андрея Андреева, его компания в онлайновом режиме отслеживает ситуацию примерно на трети всех российских сайтов, и получаемая информация дает вполне адекватное представление о состоянии российского сегмента Сети.
Таргетинг позволяет оценивать эффективность рекламы в Интернете, но спроса на него нет. Во-первых, слишком мало пользователей, а во-вторых, не хватает профессионалов, которые могли бы объяснить рекламодателю, что это такое. Пришедшие в интернет-рекламу со стороны Интернета говорят о непонимании специфики Интернета традиционными рекламщиками, последние, в свою очередь, обвиняют "интернетчиков" в излишнем увлечении технологиями.
Настороженность рекламодателей связана, прежде всего с тем, что привычные им по офлайновой рекламе механизмы оценки эффективности рекламных площадей и рекламных кампаний в целом пока в Интернете не развиты. Если методологические и технические проблемы оценки рейтингов и целевых аудиторий будут решены, интерес к интернет-рекламе, возможно, будет расти более активно, чем сейчас.
Вовлечение крупных российских рекламодателей в Интернет - процесс постепенный: крупные компании - очень инертные структуры, на согласование даже незначительных деталей внутри организации у них часто уходит много времени. Тем не менее в бюджеты западных рекламных и маркетинговых кампаний уже закладывается доля на интернет-рекламу, от трех до десяти процентов бюджета в зависимости от типа бизнеса. Эта тенденция начинает понемногу распространяться и на российские представительства западных компаний.
Применение сетевых технологий в производстве
Эра качества нашла свое воплощение в технологической инфраструктуре предприятий в виде ERP-систем (Enterprise Resource Planning - система управления ресурсами предприятия), включающих в себя управление закупками, производством, сбытом, складскими запасами и трудовыми ресурсами. Именно эти системы и лежат в основе инфраструктуры электронного бизнеса.
Планирование загрузки производственных линий современного предприятия осуществляется его ERP-системой автоматически, исходя из параметров (объемы партий, номенклатура продукции, сроки поставки), которые были введены в нее на основе поступающих заказов. Время, необходимое для переналадки оборудования при смене конфигурации выпускаемой продукции, также учитывается ERP-системой при планировании производства и расчете себестоимости продукции.
Когда такая система отлажена как часовой механизм, ей практически все равно, вводится ли в нее заказ на 5 тысяч пар типовых кроссовок или на одну пару, особенно если процедуру ввода заказа осуществляет сам клиент через веб-интерфейс. В составе ERP-системы есть процедура расчета себестоимости продукции, она позволяет рассчитать цену товара с учетом всех его компонентов и особенностей доставки уже в процессе приема заказа. Поэтому-то западные компании с таким энтузиазмом принимают электронный бизнес: интегрируя между собой автоматизированные системы управления, они шаг за шагом исключают наиболее трудоемкие процедуры из цепочек бизнес-процессов. И именно поэтому концепция электронного бизнеса на Западе реально ограничивается разработкой и внедрением интернет-модулей уже имеющихся систем
.Приведу реальный пример работающего решения в области электронного бизнеса. Компания, производящая электротехническое оборудование на территории России (принадлежащая иностранному промышленному концерну), имеет ERP-систему, отслеживающую достаточность комплектующих на ее складе. Как только запас тех или иных деталей на складе опускается ниже установленного уровня, система предприятия автоматически формирует заказ, который через интернет-шлюз поступает в ERP-систему иностранного поставщика. Последняя анализирует его, ставит в очередь на исполнение и, исходя из загрузки мощностей и прочих внутренних факторов, формирует для заказчика подтверждение о принятии заказа и планируемом сроке поставки деталей
. Это подтверждение опять-таки через интернет-шлюз поступает в ERP-систему компании-заказчика, а она, исходя из планируемой даты и объема поставки, формирует планируемые складские запасы. Эти данные, в свою очередь, используются заказчиком при планировании производства. Безусловно, обмен данными между компаниями сопровождается подписанием реальных контрактов, требуемых нашим законодательством. Но сам процесс закупок при этом полностью автоматизирован и оптимизирован.Подобные схемы с наибольшим эффектом работают при наличии у предприятий полнофункциональных ERP-систем. Разумеется, приведенный пример справедлив только для тех компаний, размер и специфика бизнеса которых предполагает использование ERP в качестве оптимальной системы управления.
Между тем ERP-системы практически отсутствуют на российских предприятиях. Финансовый модуль, которым и по сей день зачастую ограничивается автоматизация наших предприятий, представляет собой лишь одну, причем самую простую, часть системы управления предприятием.
Переход предприятий на принципы доминирования качества требует от них очень значительных инвестиций. Но надеяться на то, что, минуя стадию внутренней эффективности, можно перейти сразу к электронному бизнесу, просто наивно. Вместо снижения издержек, которое должен приносить правильно поставленный электронный бизнес, произойдет лишь их увеличение. Более того, установив работающее решение электронного бизнеса на предприятии, не внедрившем ERP-системы и, как следствие, не имеющем порядка в данных о производственных ресурсах и складских запасах, вы добьетесь эффекта прямо противоположного желаемому: покупатели лишь убедятся, что предприятие не в состоянии предоставить им информацию по срокам поставки и цене продукции в запрашиваемой конфигурации, поскольку это требует обработки в режиме реального времени данных о запасах сырья, загрузке производственных мощностей другими заказами и текущей себестоимости продукции. Нетрудно предположить, что такой сервис только увеличит неудовлетворенность заказчика.
В том, что касается бизнеса, должна быть соблюдена определенная последовательность действий. Путь, который должна пройти компания, желающая иметь полноценный электронный бизнес, делится на два этапа, каждый из которых состоит из нескольких стадий. Каждая стадия может рассматриваться и решаться как отдельная задача. Смысл первого этапа был детально описан выше. Но надо отметить, что хотя продолжительность и стоимость первого этапа во много раз выше, чем второго, не пройдя весь путь последовательно, невозможно четко сформулировать
условия успеха каждой последующей стадии, а тем более добиться той эффективности электронного бизнеса, которую демонстрирует мировая практика.Электронные площадки B2B
Для большинства исследователей сетевой экономики, на сегодняшний день, основной задачей является определение потенциальных точек пересечения новой и старой экономики, тех отраслей или групп российских промышленных предприятий, эволюция которых потребует в ближайшее время такого тонкого механизма повышения эффективности, как электронный бизнес
.Электронный бизнес придуман для удовлетворения потребностей определенного типа предприятий в определенной экономической и инфраструктурной среде. Российская действительность на эту среду, к сожалению, пока не очень похожа. Прежде всего, для электронного бизнеса нужны электронные предприятия. Автоматизации бизнес-процессов западные предприятия посвятили почти все последнее десятилетие. Параллельно развивался Интернет. С какого-то момента он позволил связывать электронные системы компаний друг с другом.
Единственное, чем в этом плане могут похвастаться российские предприятия, - высоким уровнем "проникновения" Интернета. По данным "Эксперт-РА", к Сети подключено 89% крупнейших промышленных компаний, лишь 4% не имеют локальных сетей. С автоматизацией сложнее.
И все же недостаточный уровень автоматизации далеко не основное препятствие на пути развития электронного бизнеса в России. Главное - среда.Электронный бизнес интересен тем предприятиям, которым важна возможность выбирать поставщиков или расширять круг покупателей своей продукции и у которых она есть. А в России поиск нового контрагента зачастую просто невозможен в силу монополизации производства, сложившейся исторически.
Переключение на работу с новым партнером нечасто случается и в тех случаях, когда потенциальных контрагентов у предприятия несколько. В атмосфере взаимного недоверия, зачетов и бартера, столь свойственной российской экономике, бросать пусть и не очень выгодного, но проверенного партнера просто страшно. Руководители предприятий стараются найти наиболее выгодных поставщиков и оптимизировать издержки, но им приходится быть осторожными.
Если говорить об электронном бизнесе в относительно конкурентных условиях, то надо осознавать, что большей эффективности можно достичь, если строить работу на базе электронной торговой площадки, а не непосредственно между предприятиями, что происходит чаще. Электронные торговые площадки по сути - биржи. Создание биржи или закупочной площадки как минимум требует совместных усилий конкурентов. В большинстве отраслей даже это пока невозможно, что определяет скептическое отношение к электронному бизнесу у руководителей многих предприятий.
Обнадеживает, впрочем, что в некоторых отраслях - в трубной промышленности, в машиностроении - предприятия уже готовы работать друг с другом. Есть позитивные примеры и в химической отрасли. "'Ярославские краски" - торговое объединение, в котором два предприятия, практически конкуренты, работают вместе.
Но на пути создания торговых площадок есть еще одно препятствие "биржевого" свойства: торговать необходимо стандартизованной продукцией. В случае, если продукция достаточно стандартизована, а рынок высоко конкурентен, проблем не возникает, так, например, в России уже успешно действует электронная площадка ematrix для торговли компьютерной техникой. Но ни к торговле сложной нестандартной продукцией, ни к закупкам ее через Интернет российская промышленность не готова. Даже спецификация оборудования и перевод этих данных в электронную форму представляют собой большую сложность, требуют значительных инвестиций, что предприятия пока считают не вполне целесообразным. В то же время предприниматели оптимистично оценивают возможности электронных торговых площадок для закупок стандартизованной непрофильной продукции.
Высокая степень стандартизации продуктов свойственна сырьевым секторам. Кроме того, именно в этих секторах сконцентрированы основные финансовые потоки в российской экономике, что, согласно мировому опыту, также должно способствовать созданию В2В-проектов. Но в то же время наиболее доходные отрасли, такие как ТЭК, цветная и черная металлургия, - лидеры и по концентрации производства, и по степени его монополизации, поэтому вряд ли стоит ждать появления в этих секторах в России открытых электронных площадок. Скорее всего, компании этих отраслей будут активно участвовать в западных площадках. Так, ОАО "Северсталь" уже участвует в международном проекте GSX, РАО "Норильский никель" планирует участвовать в проекте Nickelmarket.com.
Кроме того, для российских холдингов или западных компаний, скорее всего, будут актуальны внутренние системы, оптимизирующие отношения между предприятиями группы. На Западе в больших B2B-проектах создается совместная клиентская база, чтобы уменьшать конкуренцию и вырабатывать ценовую политику. Среднестатистическая российская компания - сама по себе такое объединение: несколько заводов, дистрибьюторских центров и т. д. В мире не много компаний с подобной структурой, и таким компаниям сложно с кем-то объединяться. У нас острее стоит вопрос объединиться внутри, создать единое информационное пространство.
Для сравнительного анализа используется три основных группы факторов, влияющих на стартовые условия для внедрения В2В решений в отечественную индустрию: структурно-экономические, информационно-инфраструктурные, управленческие.
"Эксперт-РА" отсеял те отрасли, где по рыночным, инфраструктурным или другим причинам запуск В2В-проектов маловероятен. Проанализировав ситуацию в оставшихся, агентство пришло к выводу: в России электронный бизнес имеет шанс развиться в тех отраслях, где относительно развита конкуренция, концентрируются большие финансовые потоки и высока степень стандартизации продукции
.Прогноз объема продаж через системы В2В в России до 2005 г., млн долл.
Очевидным победителем по всем этим номинациям оказалась металлургия. Причина - в отрасли очень жесткая конкуренция при растущем рынке. Но вместе с тем относительно высок уровень информационных технологий и, что немаловажно, как правило, молодой гибкий менеджмент. И, надо сказать, эта отрасль уже сейчас наиболее активна в интернет-бизнесе, а площадка emetex, создание которой было инициировано Фондом развития трубной промышленности, объединяющим большинство заводов отрасли, отличается продуманным механизмом заключения сделок.
Относительно высокий потенциал фармацевтической отрасли объясняется активностью крупных дистрибьюторских сетей, для которых электронный бизнес может создать удобную среду существования, тем более что фармацевтическая продукция легко стандартизуема. Определенная практика использования электронных сетей в фармацевтике уже есть.
Машиностроение получило высокую оценку в силу своего консолидирующего характера. Действительно, это центр притяжения промышленности: очень широк круг потребителей и также широк круг поставщиков. Машиностроение также показывает очень сильную динамику роста, и у ведущих отраслевых игроков сконцентрированы значительные финансовые потоки. Предприятия этой отрасли планируют использовать электронные площадки в основном для закупок, а не для продаж: продукцию отрасли, как правило, трудно специфицировать.
И все же, стоит признать, большинство лидеров отечественной промышленности пока относятся к возможностям электронного бизнеса с очень большой долей скепсиса. Куда более характерным остается чисто познавательный интерес к Интернету.
Интернет-банкинг в России
В настоящее время около пятнадцати российских банков предоставляют свои услуги в Интернет. Все они, так или иначе, используют специальные системы, которые позволяют клиенту иметь доступ к своему счету. Данные системы могут быть разработаны как специалистами самого банка, так и другими компаниями, например, BIFIT, FININFOR. Обычно стоимость услуги Интернет-банкинг складывается из стоимости подключения и абонентской платы. В таблице приведены сведения о стоимости услуг по использованию систем различных банков.
Сведения о стоимости услуг по использованию сетевых систем различных банков.
Банк |
Система |
Стоимость |
||||
Подключение |
Абонентская плата в мес. |
|||||
Автобанк |
Домашний Банк |
570 руб. |
400р./год |
|||
АКБ "БИН" |
КОРТИС |
$150 |
$30 |
|||
Банк "НОМОС" |
Интернет-клиент |
$100 |
$15 |
|||
Банк "Северная Казна" |
ИнтернетБанк |
б/п |
физ. лица. 50 руб. юр. лица 300 руб. |
|||
Банк "Югра" (С-Пб ф-л) |
ИнтернетБанк Домашний Банк |
$40 б/п |
$15 б/п |
|||
Гута Банк |
Телебанк |
б/п |
$1 |
|||
КБ "Эллипс Банк" |
Телебанк-НН |
$25 |
б/п |
|||
КБ "Металург" |
ИнтернетБанк |
$40 |
$15 |
|||
Межтопэнергобанк |
БАНК++ |
|
|
|||
ОАО "Акционерный банк "РОССИЯ" |
Банк-Клиент ISS |
1800 руб. |
б/п |
|||
ОАО Банк Дорожник |
ИнтернетБанк |
$30 |
100 руб. |
|||
Судостроительный банк |
Sbank |
б/п |
б/п |
|||
Юниаструм Банк |
Интернет Банк-Клиент |
$20 |
$10 |
Возможности и принципы работы всех систем различные. Я рассмотрю несколько из них. Особое внимание будет уделено трем основным характеристикам:
Именно эти три фактора играют главную роль при выборе клиентом системы того или иного банка.
Автобанк
Именно с Автобанком связано появление российского Интернет-банкинга. Этот банк был первым, кто в мае 1998 года предложил своим клиентам доступ к собственному счету через Интернет. Системой для предоставления услуг Интернет-банкинга является собственная разработка специалистов Автобанка - система "Домашний Банк". Она была организована для обслуживания исключительно физических лиц и предоставляет клиенту следующие возможности:
Для работы с системой клиенту необходимо иметь доступ к сети Интернет. В качестве браузера требуется использование MS Internet Explorer 5 (или более поздних версий). Программное обеспечение клиента представляет собой компонент MSIE5, который устанавливается автоматически при первом обращении пользователя к серверу системы. Для идентификации клиента используется ключевой элемент памяти "Touch memory", который считывается с помощью адаптера, подсоединяющегося к компьютеру пользователя через COM или LPT порт. В данном элементе содержится информация о клиенте - ФИО, пароль для входа в систему и информация,
необходимая для работы с ЭЦП, - криптографические ключи.Гута-банк
Вторым банком, предложившим услугу Интернет-банкинга, был Гута Банк. Система Телебанк, используемая для оказания этой услуги, была разработана в 1997 году. Изначально в рамках системы клиент мог управлять счетом по телефону через оператора и круглосуточную интерактивную службу, затем появилась возможность доступа к счету через Интернет. Основной целью являлось создание для клиентов удобных механизмов оплаты коммунальных и телекоммуникационных счетов. Система ориентирована на использование частными лицами. Основное внимание при разработке системы было уделено простоте и доступности проведения операций.
Система Телебанк позволяет:
Для входа в систему на Web-сайте банка клиент вводит свой пароль и УНК (уникальный номер клиента), полученный при регистрации. Осуществление любой операции начинается оформлением соответствующего документа путем заполнения web-форм, а заканчивается подписью этого документа ЭЦП.
Для работы с ЭЦП используется программа "Inter-PRO" компании "Сигнал-Ком". Данная программа основана на использовании протокола SSL, который дополнен отечественными криптографическими алгоритмами. Программа "Inter-PRO" обеспечивает строгую аутентификацию (подтверждение подлинности) клиента и сервера банка, стойкое шифрование и контроль целостности передаваемой информации. Также программа "Inter-PRO" предоставляет клиенту возможность заверять собственной электронной цифровой подписью финансовые документы, представленные в HTML-форме.
Осенью 2000 года Гута-банк внедрил еще одну систему для дистанционного обслуживания своих клиентов через Интернет - "Банк-Клиент Олайн".
Банк "Северная Казна"
Специалисты банка "Северная Казна" уверены, что Интернет-банкинг приходит на смену стандартному Клиент-банку (PC banking), который не имеет будущего и является устаревшей банковской технологией. Для оказания услуги Интернет-банкинг была разработана система Интернетбанк . На момент запуска системы в эксплуатацию банк "Северная казна" стал третьим в России банком, разработавшим и предоставившим такую услугу своим клиентам.
По состоянию на октябрь 2000 года количество юридических клиентов, пользующихся системой, - 820 или 21,66% от числа всех юридических клиентов банка. Количество исходящих платежных поручений - 15271 или 16,23% от всех обработанных банком поручений в рублях. Сумма исходящих платежей - 569.3 млн. руб. или 13,47% от объема клиентских платежей в рублях. Средневзвешенная сумма денежных средств на Интернет-счетах - 63.5 млн. руб. или 13,43% от средневзвешенных остатков на счетах юридических лиц в банке. По прогнозам специалистов банка, основные показатели электронного банковского сервиса в банке Северная казна в I квартале 2001г. превысят 50%, оттеснив показатели традиционного банковского сервиса на второй план. Основной рост произойдет за счет услуг Интернет-банкинг. Это повлечет за собой дальнейшую реорганизацию банка из традиционного в электронный/онлайновый.
С помощью системы Интернетбанк можно управлять одним или несколькими расчетными счетами, в том числе:
Кроме того, система обеспечивает возможности:
В системе Интернетбанк используется стандартная технология Клиент-Серверных приложений. Вся информация хранится на сервере банка, клиентская часть обеспечивает лишь доступ к ней. В качестве клиентской части могут использоваться платформа Windows 95/98/NT и стандартные средства просмотра Web-страниц Internet Explorer 4.01 и выше, или Netscape Communicator v. 4.05 и выше. Для получения выписок и прочей информации в стандартах HTML и Excel клиент заполняет стандартные web-формы. Для заполнения платежного поручения используется java-апплет. Все передаваемые в рамках системы документы подписываются электронно-цифровой подписью, для этого используется программный модуль Inter-Pro компании "Сигнал-Ком".
Статистика показывает, что только в Москве более 300 тысяч человек являются потенциальными клиентами онлайновых банковских услуг, в то время как сейчас ими пользуются не более 4000 человек.
Интернет-страхование в России
В настоящее время более 100 российских страховых компаний представлено в Интернет. При этом Web-сайты большинства страховых компаний выполняют лишь информационные функции, размещая на своих страницах в основном только общую информацию о компании и предлагаемых продуктах страхования, иногда описание своей деятельности. Возможности Интернет для организации интерактивных продаж в полной мере используют пока только 4 страховые компании: "Ренессанс-Страхование", "Ингосстрах", "РОСНО" и "АВИКОС"
.В силу тех или иных причин, Web-сайты российских страховых компаний нельзя назвать полноценными Интернет-представительствами этих компаний. В России из-за отсутствия законодательства об ЭЦП, до недавнего времени, была невозможна передача полиса клиенту посредством Интернет. Страховой полис доставлялся страхователю либо почтой (в этом случае полис был подписан только Страховщиком), либо курьерской службой компании, или же сам клиент приезжал в офис компании и забирал его.
Важна также проблема платежных систем, с помощью которых производятся расчеты между продавцом и покупателем. В России, в силу отсутствия соответствующего доверия со стороны обоих контрагентов к безопасности платежных систем, используемых в Интернет (пластиковые карты, цифровая наличность), лишь некоторые страховые компании предлагают своим клиентам данный вид расчетов. Обычно используется наложенный платеж, или передача денег происходит наличными при передаче полиса.
Таким образом, на данный момент основной задачей сайта российской страховой компании является донесение потенциальному клиенту информации о самой компании и предоставляемых ею услугах. Описание компании в лучшем случае включает в себя следующее:
В данном виде бизнеса очень важны доверительные отношения между продавцом и покупателем. Поэтому от того, насколько полно и убедительно представлены эти данные, зависит общее отношение клиента к компании и, в конечном итоге, решение клиента о покупке страховой услуги именно у данного страховщика. К настоящему моменту российские страховые компании осознали, что с помощью своего Web-сайта можно создать позитивное отношение клиента к компании и, соответственно, косвенно повлиять на объем продаж своих услуг. Теперь российские страховые агентства приходят к пониманию того, что на объем продаж с помощью сайта компании можно повлиять и непосредственно, т.е. с помощью продаж своих страховых продуктов через Интернет.
Естественно, что между созданием информационного Web-сайта компании и превращением его в полноценный виртуальный офис лежит глубокая пропасть. В первую очередь это связано с ограничениями, которые налагает сама страховая услуга. Оформление заказа на страхование, заключение договора обычно требуют интерактивного участия обоих сторон. Но все же, шаг за шагом, российские страховые агентства расширяют спектр услуг своих Интернет-представительств. Сначала появилась возможность онлайнового расчета страховой премии, потом возможность подавать заявления на покупку стандартных страховых продуктов, затем предоставление оплаты страховки непосредственно через Интернет и, как последняя стадия развития, использование курьерской службы доставки страховых полисов.
Коммерческие Интернет-услуги в России обладают большим потенциалом, хотя скачок в этой области произойдет не ранее 2004-2005 годов. Российские курьерские фирмы ожидают, что к 2005 году около 20% всех заказов по экспресс-доставке будут производиться через Интернет.
Глава 3. Схемы развития сетевой экономики в России
Как видно из примеров, рассмотренных в предыдущей главе, сетевая экономика в России уже начала формироваться. Компании, которые понимают, что в ближайшем будущем сетевые технологии будут определять их конкурентоспособность, начинают внедрять их уже сейчас. В каком же положении сегодня находятся те компании, которые занимаются разработкой и производством программных продуктов, обеспечением Интернет-коммуникаций в сетевой экономике? Есть ли в России компании, которые уже вышли или только собираются выйти на международный рынок информационных технологий?
Какие перспективы существуют у российских высокотехнологичных производств? Ответам на эти и другие вопросы посвящается данная глава.Я рассматриваю три возможных схемы развития компаний составляющих технологическое ядро сетевой экономики.
Схема 1 - национальная
Суть ее - в продаже товаров и услуг на внутренний рынок. Внутри этой схемы выделяются такие группы, как компьютерная коммерция, софтверный бизнес, ориентированный на российских клиентов, и интернет-компании в области новых медиа и электронной коммерции. У компаний, которые будут развиваться в рамках этой схемы, есть несколько крупных преимуществ перед международными конкурентами.
Первое и самое главное - знание местной специфики. Информационные продукты из-за рубежа (программное обеспечение, веб-ресурсы, решения для электронной коммерции) если они незначительно выходят за рамки родовых технологических платформ, в лучшем случае требуют серьезной предпродажной доработки, а в худшем - не пригодны для местного потребителя. В пример, приведу компанию Por
t.ru, которая планировала использовать принадлежащую калифорнийской компании Inktomi базу данных по товарам для разработок в области электронной коммерции. Выяснилось, что номенклатура товаров в базе данных Inktomi на 60% содержит товары, не распространенные за пределами США, и еще примерно 40% обращающихся в России товаров в ней вообще не представлено. В результате Port.ru пришлось разработать собственную базу данных - PDB.Следующее преимущество - большое и быстро развивающееся сообщество эмигрантов из России во всем мире. Это обеспечивает компаниям "национальной схемы" возможность ограниченного рынка и за пределами России, притом рынка весьма платежеспособного.
Однако, у национальной схемы есть естественный предел - внутренний рынок России. При всей обширности страны он невелик и не имеет склонности к бурному росту. Сложность с соблюдением законодательства об интеллектуальной собственности (даже не качество его, а именно трудности исполнения) также не способствует буму производства: если 95% программного обеспечения в стране распространяется пиратами, трудно рассчитывать на то, что заработаешь, производя программы на продажу в первую очередь в своей стране.
Поэтому Россия вряд ли сможет в обозримом будущем поддерживать большое количество технологических компаний, работающих на внутренний рынок, оборот которого жестко ограничен платежеспособностью бизнеса и населения.
Схема 2 - индийская
Бизнес офшорного программирования опирается на потребность в большом количестве нерегулярных, разовых или специальных программных работ и нехватку инженеров в развитых странах. В западных странах всегда считали престижными профессии юристов, врачей, бизнесменов и банкиров, а на инженерные специальности смотрели свысока, и эту традицию, возникшую еще в средние века, оказались
бессильны изменить даже годы сверхвысоких заработков в технологических секторах. Нанимать для разовых работ новых людей, а потом искать им новое занятие - не лучший способ решения задачи. Если компании из США или Европы нужен заказной программный продукт или полуфабрикат для ее собственного производства, в особенности не требующий ничего, кроме большого количества кропотливой работы (человеко-часов), то она старается передать его изготовление местным субконтракторам. Или за границу. Некоторые потери на сроках исполнения и усложнении контроля за процессом компенсируются экономией на стоимости.Именно на этом строят свой бизнес азиатские офшорные программисты. Основными областями, где их труд сейчас пользуется спросом, являются IT-услуги по реконструкции устаревших систем и созданию новых, техническая поддержка их, веб-дизайн и программные продукты, в том числе для электронного бизнеса.
Считать такую схему сугубо индийской, впрочем, нельзя, мощные центры офшорного программирования есть, например, на Тайване, в Сингапуре, Малайзии, Ирландии, Бразилии. Тем не менее прежде всего в Индии эта схема сформировалась в целый сектор экономики (сами индийцы называют его "контрактным программированием"), с поддерживающей инфраструктурой, специальным госрегулированием, развернутой системой частного и государственного профтехобразования и даже со своим черным рынком "фирм-потогонок" и фирм-однодневок. Хотя благожелательное госрегулирование во многом помогло отрасли, главным двигателем ее развития была все же накопленная критическая масса, прежде всего людей. По размерам квалифицированной рабочей силы, занятой в компьютерной индустрии (280 тыс. человек в 1999 году) Индия уступает только США.
В начале девяностых годов правительство Индии ввело систему государственных льгот и гарантий инвесторам в программистские фирмы и создало для их размещения офшорные зоны и инкубаторы с сильно упрощенными госрегулированием и таможенным режимом. После этого деньги инвесторов, потекли в страну рекой. Эффект экономика ощутила очень быстро. Доходы от экспорта информационных технологий составили 2,7 млрд долларов в 1999 году и 4 млрд в 2000 году. Причем это, как ожидается, не пик, а начало: общий годовой объем мирового рынка программных услуг уже сейчас составляет порядка 140 млрд долларов, и к 200
8 году доля Индии на нем достигнет 50 млрд долларов. Для сравнения: годовой объем экспорта нефти и газа России за последние десять лет не превышал 40 млрд долларов. Притом компьютерный бизнес - экологически чистое производство, чего о нефти и газе не скажешь.Преимущества индийской схемы для России очевидны. Во-первых, она позволяет реализовать значительно более высокую добавленную стоимость. Потенциальный рынок для компаний, ориентированных на эту схему, также во много десятков, если не тысяч, раз превышает внутренний рынок информационных технологий России. Организация этого бизнеса также не особенно сложна: есть примеры других стран, все технологии известны, бизнес-модель ясна, а опыт предшественников доступен и поддается изучению. И в целом это более эффективный способ использования интеллектуального потенциала страны, чем в "национальной" схеме. И более сложный.
Основные три проблемы, связанные с реализацией этой схемы в России.
Первая - в основе всей схемы лежит необходимость постоянно генерировать заказы, успех всей компании в целом зависит от работы ее менеджера или от связей ее руководства. Опыта работы с зарубежными заказчиками у отечественных менеджеров практически нет.
Вторая проблема - программистов и технических специалистов в России достаточно, а менеджеров проектов мало. Офшорное программирование обычно не занимается поиском оригинальных технических решений (если только это не предусмотрено заказом) - от контрактора требуется сделать работу по спецификациям заказчика, точно и в срок. А значит, этот бизнес требует правильной организации и планирования работы коллектива программистов.
Третья проблема - зависимость этого бизнеса от международного рынка и его циклов. Компания-аутсорсер не формирует рынок, а принимает его, следуя за спросом. А спрос непостоянен и по содержанию, и по объему. Поэтому бизнес офшорного программирования должен быть масштабируем, компания должна при необходимости быстро расширять либо сокращать штат. Кроме того, российским компаниям придется конкурировать на этом рынке с теми же индийцами и китайцами.
Часть этих проблем решается за счет организации производства. Например, масштабируемость можно компенсировать иерархической структурой индустрии: несколько крупных компаний собирают заказы на Западе и затем передают их частично своим сотрудникам, частично "застройщикам" второго уровня - мелким отечественным компаниям, не имеющим своих зарубежных клиентов. Благодаря этому при сокращении рынка можно будет избежать увольнений в компаниих-флагманах - путем простого сокращения объема вторичных контрактов. Другие проблемы можно решить только длительным, кропотливым усилием: подготовкой кадров, тщательной работой с клиентами. Предлагать заказчику лучшие условия, более высокое качество, более сжатые сроки. Особенно актуально, насколько конкурентоспособны окажутся российские компании в ценовом отношении. В Индии даже официальные средние зарплаты в секторе офшорного программирования составляют всего 15% от уровня США, а в полуподпольных "потогонках" не редкость и 100-200 долларов в месяц. Смогут ли российские программисты выдержать этот уровень.
В целом, эта схема не заслуживала бы такого внимания, если б она уже не формировалась в российских условиях естественным образом. Sun Microsystems открыла в Москве исследовательскую лабораторию еще в 1990 году. За ней последовали местные инициативы, из которых наибольших успехов добились московские "Агава", "Аргус", "Аурига" и питерские "Рексофт" и "ДатаАрт" (в недрах последней вырос и Port.ru). В 1999-2000 годах на офшорное программирование обратили
внимание веб-дизайнерские студии, начавшие перерастать скромный российский рынок. Стоит отметить Actis Software, очень серьезно настроившуюся на развитие в сторону офшорного программирования. В IBS с этой же целью было создано подразделение Luxoft, подобные же планы стал развивать "Сибинтек".Схема 3 - израильско-скандинавская
Израильско-скандинавская схема - это экспорт готовых продуктов и решений на внешний международный рынок. Прежде всего - новых технологий. Это означает прямую конкуренцию с США. И со своими недавними соотечественниками. Израиль не единственная страна, пошедшая по этому пути, - тем же занимаются Финляндия, испытавшая в последние годы подлинный бум разработок технологий мобильной связи на базе опыта и кадров, воспитанных в Nokia; Швеция,
где ту же роль сыграл Ericsson, Исландия (биотехнологические проекты); Норвегия (Тронхеймский институт технологии); Шотландия (университеты Глазго и Эдинбурга, а также сборочные заводы Intel и других компаний) и еще ряд стран. Тем не менее, образец Израиля стал классическим. Число израильских компаний на NASDAQ говорит само за себя: после США и Канады они занимают третье место.Восемь лет назад Израиль в основном экспортировал апельсины, землянику и коррупцию, правительства в стране сменялись одно за другим, на границах тлел перманентный конфликт с соседями-мусульманами, валюта была неконвертируемой, а бюджет зависел от американской военной помощи, которую политики пускали не столько на войну, сколько на текущие расходы. Но субсидии иссякли, и неизвестно, что стало бы с израильским бюджетом и с самим Израилем, если бы не технологический бизнес. Из небольших компаний, работавших по оборонным заказам, он за считанные годы вырос в главную отрасль национальной промышленности. Отчасти помогли конверсия и поддержка армии. Отчасти - наличие Техниона в Хайфе, поставлявшего кадры. Отчасти - начатая в 1993 году правительственная программа безвозвратных кредитов начинающим предпринимателям и приток эмигрантов "последней волны" из России. Сейчас треть сотрудников технологических компаний Израиля - выходцы из бывшего СССР.
Сейчас Израиль экспортирует готовые технологические продукты, которые составляют большую часть экспортных поступлений страны. Только в 2000 году объем этого экспорта превысил 13 млрд долларов. Сейчас израильская сетевая экономика - это 3000 компаний, около 180 венчурных фондов и почти 130 других инвестиционных кампаний, а также 30 инкубаторов. Из-за нехватки кадров Израиль уже сам вынужден прибегать к услугам офшорных программистов.
Этот срез был бы неполон без очень важного замечания. Израильская сетевая экономика по своей структуре очень отличается от своей американской "сестры". В ней преобладают не сервисные и медийные, а технологические и инфраструктурные компании, коньком Израиля являются оптические
технологии и компьютерная безопасность. Реальные технологии, с реальным спросом на них. Технологии были и остаются единственной частью сетевой экономики, в которую инвесторы верят по-прежнему: индекс израильских компаний на NASDAQ (Goldman Sachs Israel Technology Index - GSITI), хотя и опустился со своего пика на 20%, за 2000 год в целом вырос на 98%.Сходство условий, в которых начала развиваться сетевая экономика в Израиле, и нынешних российских очень большое. Даже проблемы у израильтян те же самые: "утечка мозгов", менеджеров не хватает, экономика не слишком свободная, бюрократия, чрезмерные налоги. Последнее не преувеличение - в Израиле налог на доход с капитала составляет 50%.
Израильская схема для России, безусловно, предпочтительнее любой другой. Она дает возможности для лидерства, которых, нет ни у какой другой схемы. Компании, создающие новые технологии, могут не следовать за рынком, а сами создавать его. Формировать новые потребности и удовлетворять их. Объем этого рынка даже нет смысла оценивать
- он неисчерпаем. Сетевые технологии, оптические, беспроводные, интернет-технологии...Израильская схема дает возможность применять национальный интеллектуальный потенциал наиболее эффективным способом, с максимальной добавленной стоимостью. Больший объем рабочей силы дает возможность достижения эффекта "экономики масштаба", таких возможностей не было ни в Израиле, ни в Скандинавии. Собственно, там, как в Америке, уже подошли к своему лимиту, люди заканчиваются. А мы только начинаем - и вполне можем перерасти всех конкурентов просто за счет того, что у нас много специалистов, даже после утечки мозгов.
Трудности при израильской схемы те же, что и при индийской, плюс еще одна - маркетинг, а поскольку товар нужно выводить на мировые рынки, решение этой задачи становится критичным, причем на всех стадиях - от разработки до продажи продукта.
Попыток создать чистую технологическую компанию в России было немало. Из тех, кому это удалось, можно назвать "Лабораторию Касперского" (антивирусные программы), Cybiko (беспроводная игра для подростков), Parallel Graphics (VRML-браузер). Все эти компании решали свои задачи по-разному: Cybiko перенес штаб-квартиру в Чикаго и нанял себе президента-американца с большим опытом работы в индустрии, а также укомплектовал американцами весь отдел продаж и рекламы. Успех Parallel Graphics обусловлен тем, что изначально она позиционировалась как СП с Silicon Graphics. Что же касается "Лаборатории Касперского", то ее опыт наиболее поучителен. Хотя ее продукт был ничуть не хуже популярных
антивирусов от Symantec и McAfee, но его доля на рынке составила не 30-35%, как у конкурентов, а полпроцента. Причина - отсутствие внешних инвесторов и связей на международном рынке. Средств на качественного американского топ-менеджера просто не было; не было топ-менеджера из американцев - не росли продажи. Сейчас ситуация с инвестициями начинает меняться: в России появляются первые фонды, собирающиеся вкладывать средства в технологические компании, и их объем уже позволяет надеяться, что все достойные кандидаты смогут продолжить свой рост.Сейчас на рынок выходят многообещающие компании, созданные по израильской схемы: Spylog (таргетинг и дейта-майнинг), Virtusphere (трехмерные интерфейсы), Niircom (видеокомпрессия в реальном времени). В Калифорнии уже успешно работают компании, основанные (или сооснованные) нашими бывшими соотечественниками, из наиболее известных - производитель программного обеспечения для колл-центров Genesys Labs (сейчас часть Alcatel) и поисковая система Google.
Выводы
Сильнейшей стороной в России являются люди. Слабейшей стороной тоже являются люди. Главный вывод: мы можем рассчитывать на успех, потому что у нас в стране много технических специалистов, но добиться его будет сложно, потому что у нас столь же мало менеджеров, сколь много инженеров. И пока не будут сбалансированы спрос и предложение специалистов с нужными навыками в технологиях, финансах, маркетинге и с опытом управления - сетевая экономика будет развиваться очень медленно.
Новых людей для новой экономики следует искать не среди техновундеркиндов и профессиональных программистов, а среди менеджеров и финансистов, рекрутировать среди городских "белых воротничков" - сотрудников инвестиционных и коммерческих банков, консалтинговых фирм, аудиторов, юридических контор, рекламных агентств, центральных офисов крупнейших российских компаний и иностранных фирм. Эти люди прошли выучку, набрались ценнейшего опыта, выдержали жесточайшую проверку на прочность кризисом 1998 года.
На маркетинговые должности придется приглашать иностранцев, прежде всего из США, сердца сетевой экономики, с опытом работы на достаточно высоких должностях в технологическом бизнесе в течение как минимум пяти-пятнадцати лет. Можно освоить внешние рынки и без их участия, но они позволят нам сэкономить годы драгоценного времени - а программному продукту или сервису порой достаточно нескольких месяцев, чтобы стать неконкурентоспособным, и пары лет, чтобы безнадежно устареть. Рецепт для привлечения и мотивации таких людей известен: опционы.
По опыту 2000 года, можно отметить интересную вещь: несмотря на тяжелые обстоятельства, российские компании-новички сделали все правильно. Важно даже не столько то, что контуры национальной схемы в основном устоялись. Важнее то, что были заложены структурные основы технологической части сетевой экономики и появились первые компании и первые люди, начавшие жить по ее законам и ее принципам. Сформировалась смычка рискового капитала (пока еще в местном варианте) и компаний-новичков, прошли практическую выучку первые предприниматели и менеджеры сетевой экономики, прошли первые сделки. Этого достаточно, чтоб двигаться дальше, от первой схемы ко второй и далее к третьей.
Помимо этого, изобилия капитала ожидать сложно. С одной стороны, сейчас в России уже существуют несколько фондов, которые нацелены в основном на технологические компании, в том числе на очень ранней фазе. Некоторые из них - родственники хедж-фондов и фондов прямых инвестиций, ранее занимавшихся "голубыми фишками" и вообще традиционной экономикой, другие связаны с российскими финансово-промышленными группами. Совокупный объем их средств - около 100 млн долларов. По сегодняшнему уровню цен и бюджетным потребностям на все достойные проекты этого должно хватить. С другой стороны, после кризиса NASDAQ на мощный поток инвесторов из-за рубежа рассчитывать сложно. Венчурный капитал - явление почти однозначно американское, даже европейские венчурные фонды в международной табели о рангах стоят на вторых и третьих местах. Но при всей глобализации сетевой экономики, венчурные фонды-лидеры очень провинциальны.
С другой стороны, большие фонды не обращают внимания на регион, только пока прибыль от него неочевидна. Как только первая технологическая компания из России создаст продукт, который будет пользоваться спросом во всем мире; или как только акции технологической компании из России взлетят на NASDAQ в первый день торгов втрое; или хотя бы как только первая технологическая компания из России будет куплена Microsoft, Cisco или еще кем-то из первой двадцатки лидеров - инвесторов больше не придется долго ждать. Другие через это уже прошли: к Израилю внимание привлекла программа мгновенных сообщений ICQ (создавшая ее компания Mirabilis была куплена AOL), к Индии - появление на NASDAQ лидера офшорного программирования Infosys, к Норвегии - запуск самой быстрой в мире поисковой системы Fast.no.
Так или иначе, в России в ближайшие годы должна сформироваться устойчивая основа - технологический фундамент сетевой экономики. Компьютеризация, развитие мобильной связи третьего поколения (стандарт General Packet Radio Service, позволяющий передавать как голос, так и данные), Интернет-технологий, все это обусловит значительный рост Глобальной Сети, а значит и рост сетевой экономики.
Глава 4. Расчет темпов роста сетевой экономики
Одним из ключевых факторов, который определяет общие условия для развития сетевой экономики, является фактор так называемого "сетевого населения", или иначе – количество людей, которые пользуются Интернет-технологиями и поэтому являются потенциальными участниками сетевой экономики.
Модельные прогнозы изменения размеров "сетевого населения", которое может произойти в ближайшие годы, позволяет определить верхнюю планку, ограничивающую развитие сетевой экономики.Среди факторов влияющих на рост количества людей вовлеченных в сетевую экономику выделяется четыре основных:
Чтобы оценить во сколько раз увеличится интенсивность использования "Общественного доступа" во всем мире, ученые работающие над проектом TERRA2000 разработали числовую модель в EXEL с временным промежутком в 20 лет. Я решил применить эту модель к российским условиям, и взял временной промежуток 14 лет, т.е. с 2001 по 2015 год (см. Приложение №1).
Центральная часть листа: несколько колонн справа содержат определения и формулы для вычисляющих переменных, и левая колонна, показывает результат, который определяет "сетевое население" (network persons) - число людей, соединенных как виртуальными, так и физическими сетями. Связь через такие сети обуславливает распространение "Общественного доступа в Сеть" ("Общественный доступ" рассматривается как совокупность телефон/факс/сетевая плата, который обеспечивает минимальный уровень эксплуатационных характеристик и качества связи). Берется интервал времени с 2001 года по 2015, в котором предполагается устойчивое и линейное развитие.
Используется формула:
NWP= TP*NOC * TW*DPP/TW * d(NOC)/dDPP * COMPACC*d(DIVERS)/d(COMPACC)
Столбец №1 = Столбец №3 * Столбец №4 * Столбец №5 * Столбец №6
В левой части находятся целевые показатели. Какого уровня развития Интернет мы хотим видеть в 2015 в России. Я посчитал соизмеримым взять ежегодный прирост в 27,5%, следовательно, количество пользователей Сети должно возрасти примерно в 30 раз. Это довольно скромные оценки, но зато вполне правдоподобные, на фоне 20-ти
миллионной российской Интернет-аудитории в 2003 г.В правой части находятся рассчитанные показатели. В качестве первого показателя вычисляем пропорцию Интернет-аудитории в сравнении с общим физическим, способным работать в Сети населением. Этот дает нам эволюцию интенсивности использования Общественного Доступа.
Второй показатель описывает, как результаты полученные в расчетах соотносятся с целевыми показателями.
Из-за допущений, которые были использованы при построении модели, имеет место очень близкое соотношение между целевыми и расчетными значениями.
В России, согласно выбранным параметрам модели, к 2015 году будет наблюдаться 30 кратный рост сетевого населения, что, безусловно, положительно повлияет на развитие сетевой экономики.
На использованные в модели факторы государство вполне способно повлиять, как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.
Рычаги влияния на параметры модели:
В ближайшие годы сетевая экономика в России, безусловно, будет развиваться. Так как в расширении масштабов сетевой экономической деятельности заинтересованы все: компании производящие программное обеспечение для сетей будут получать прибыли на растущем рынке, компании производящие товары будут сокращать свои издержки, государство будет собирать больше налогов, а обычные граждане получат доступ к широкому спектру услуг предоставляемых через Интернет.
Заключение
Новизна исследуемой темы, на мой взгляд, очевидна. Появление сетевой экономики обусловлено, прежде всего, сравнительно недавним притоком в Россию, как правило, зарубежных, дешевых информационных технологий, давших распространению сети Интернет массовый характер. Растущая популярность Интернета повлекла за собой создание виртуальных торговых площадок, магазинов, банков. Началось постепенное внедрение сетевых технологий в производство и маркетинг.
Все большие масштабы Сети дают отечественным производителям, работающим в сфере создания программного обеспечения и Интернет-технологий, стимул для дальнейшего роста. Из рассмотренных в третьей главе трех схем развития таких компаний первая модель уже в основном сформировалась, вторая начинает переходить на индустриальный уровень, а третья существует еще в основном в единичных и во многом опытных образцах.
Уровень применения сетевых технологий в России не сравним с западными странами, такими как США, Швеция, Япония, но темпы, которыми он растет, дают повод инвесторам все-таки вкладывать деньги в отечественные Интернет-проекты.
В ближайшем будущем для основной массы населения в странах с доминирующей сетевой экономикой жизнь станет дешевле, и будет давать больше возможностей для самореализации людей. С другой стороны, конкуренция станет жестче и потребует дополнительных усилий для освоения новых принципов выживания в сетевой экономике. В России следует ожидать появления нового фактора социально-экономического неравенства: те, кто имеют лучший доступ к Сети и лучше адаптированы к ее особенностям, будут иметь преимущества над остальными.
Несомненно, сетевая экономика в России рано или поздно проникнет во многие области хозяйственной жизни населения. Сейчас это начинают понимать не только частные компании, но и государство: уже разработана федеральная целевая программа "Электронная Россия на 2002-2010 годы", цель которой создание "электронного правительства", снижение административных барьеров на рынках информационных технологий, реформа образования и создание технологической инфраструктуры.
http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/in-tech.htm
http://e-сommerce.ru/biz_tech/implementation/management/crm.html#comment1